Презентация Топ Клуба
        (Файл в формате .ppt)

     Презентация Top Club Journal
        (Файл в формате .pptx)

     Партнеры Клуба

Уважаемые одноклубники!

16 июля состоится очередное заседание заседание Семинара клуба.
С докладом выступит Игорь Гаркавенко.
Тема доклада: "Время Ордена".
Заседание клуба состоится по адресу: ул. Хрещатик, 27-А (помещение «Національної спілки журналістів»), 2-й этаж, конференц-зал. 

«Назад

Модерн VS архаика: магические кланы рвутся во власть

Семинар 10.04.2012


Докладчик Владимир Ешкилев

Модерировавший заседание 10 апреля Сергей Дацюк на удивление душевно представил одноклубникам докладчика, писателя и культуролога Владимира Ешкилева. Модератор цветисто расписал, как докладчик был препровожден из родного Ивано-Франковска в Киев.
Пионер сучукрлита Владимир Ешкилев – также и один из его первых критиков. Именно ему принадлежит термин «станиславский феномен» (описывающий группу литераторов Ивано-Франковска, ориентированных на эстетику постмодернизма). В конце 90-х при кураторстве Ешкилева создавалась Малая энциклопедия украинской актуальной литературы «Возвращение демиургов». В рамках этого издания была поставлена задача непредвзято обозначить актуалии украинской литературы, направления и группировки внутри нее. Как рассказал докладчик, в процессе работы он открыл для себя гигантский пласт литературы, с которым не был знаком ранее: «Оказалось, что украинская культура и гуманитаристика напоминает яблоко: тонкая шкурка это сучукрлит, модерн и постмодерн, а в середине этого яблока – некая цивилизация, которая для меня была terra incognita, потому что я родился в городе, а не в селе. Мы имеем огромный океан псевдомагической цивилизации, которая живет в украинском селе, в маленьких городках. Это люди, мыслящие родоплеменными категориями. В Украине существует жизнеспособная структура кланового общества, построенного по принципу родовой семейственности. В советское время не была уничтожена древняя общинная основа, хотя она была переформатирована в колхозно-совхозные формы. И эта цивилизация законсервировалась. При малейшей попытке исследования она дает весьма интересную реакцию – вполне языческую. Все это было ретроспективным путешествием в древность».
Тема, предложенная Ешкилевым к обсуждению, звучала «Столкновение в Украине модерной и псевдомагической цивилизаций и отражение этого процесса в современной литературе». На первый взгляд, модернизационные процессы, которые идут в Украине, сопровождаются урбанизацией и разрушением сельских традиций, фактически – угасанием традиционной культуры. Но это по-прежнему мощный культурный пласт со своим искусством, со своей литературой.
Его отличает тестаментарно-рустикальный дискурс, который прославляет село и его ценности. Сюда относится краеведческая литература, фольклористика. Писатели провинции реагируют на запрос своей провинциальной аудитории, реконструируя древние сказания и верования. Это характерно для большинства региональных отделений Спілки письменників України. Хотя в этом же направлении работают и титулованные литературные «звезды» – Мария Матиос и Люко Дашвар, а также Иван Билык, в частности, в романе «Похорон богів». Юрий Проценко предположил, что к этому же кругу принадлежал и Олесь Бердник.
Знаковой фигурой здесь стал Тарас Шевченко. Шевченко обладал признанием среди дворянских украинских родов и неплохими перспективами в столичном Петербурге. А еще – множеством талантов: живописца, эссеиста, поэта. Но из всех возможных вариантов его репрезентации самым востребованным оказался образ Кобзаря.
Масон и гностик Сковорода не смог составить конкуренцию крестьянскому сыну Шевченко. Достаточно сравнить количество памятников тому и другому, чтобы сделать такой вывод. Гностическая линия, которой симпатизирует докладчик, обращена к европейским ценностям и к европейской мистике. Однако она не возобладала в Украине, была оттеснена на маргинес. Зато в произведениях Владимира Ешкилева ей воздано должное. В частности, Григорий Сковорода – главный герой его нового романа «Усі кути трикутника».
В своих книгах «Богиня и консультант» и «Побачити Алькор» Владимир Ешкилев также обращался к теме мистицизма, пытался отразить варианты возрождения жречества. Если кто и представляет жрецов в виде вдохновенных волхвов с жезлами у алтарей, то жрецы Ешкилева – за рулем дорогих машин, они владеют респектабельными усадьбами под Киевом или Ивано-Франковском. Писатель, таким образом, не только отражает, но и моделирует магическую реальность.
По наблюдению Ольги Михайловой, моделирование магической реальности в книгах Карлоса Кастанеды сработало на поддержание и воссоздание магической цивилизации Латинской Америки. Это же относится к представителям школы «магического реализма», хоть и в меньшей мере. Докладчик подтвердил, что выход этих книг подхлестнул мексиканских мистиков и визионеров. Но попутно порекомендовал держаться от такого творчества подальше.
Открыв для себя глубины традиционной архаики, Ешкилев решил в свое время познакомиться поближе с народными магическими практиками – благо на Прикарпатье и в Карпатах они широко представлены. Исследуя предмет, он обнаружил два различных, независимых друг от друга магических слоя. Мольфарами представлен первый слой, очень древний, еще дако-фракийский, ему более двух тысяч лет. Очевидно, сейчас на наших глазах эта традиция умирает. В частности, один из последних авторитетных мольфаров, Нечай, был убит прошлым летом.
У докладчика есть мнение относительно того, на чьей совести эта смерть. Прежде всего, она могла быть выгодна конкурирующей магической ветви. Ее Ешкилев отождествляет с гуцульскими ведьмами, принадлежащими тюркской магической традиции. Последняя укоренилась в Карпатах и Прикарпатье с ІХ века, когда тюркские народы (в том числе гуцулы) пришли сюда из Средней Азии. Матриархальные корни этой традиции – причина, почему носителями магического начала в ней стали женщины, ведьмы.
Тема традиционной магии оказалась так интересна одноклубникам, что докладчику поневоле пришлось выступить здесь экспертом. Юрий Проценко и Олег Оболенский заинтересовались техническими аспектами: как именно осуществляется магическое воздействие? Ответить на этот вопрос с позиций позитивного знания, и тем более науки, Владимир Ешкилев не считает возможным: «Механизм того, как эти вещи работают, непонятен и самим колдунам и ведьмам. Их действия происходят по шаблону, который унаследован от предков. Ритуал не требует осмысления. Если он совершается без осмысления, он имеет такую же силу, как если он совершается с осмыслением. Таинство, которое совершает священник после трех дней запоя, и таинство, которое совершает священник святой жизни и праведности – абсолютно одинаковы, действенны и знаковополагающи для христианского эгрегора».
Далее докладчик рассказал, что наиболее распространена среди славян теллурическая, земная магия, та, что взывает к местам силы. Имеет место выраженный дуализм: есть дневные белые маги и есть те, что поклоняются силам ночи. Славянские маги работают с предметами, то есть речь идет о магии подобия. Она осуществляется через посредников, а посредниками выступают вещи, которые подкидываются в дом.
Чувство опасности, исходящее от предметов-посредников, знакомо Ешкилеву. Он признался, что сам обладает опытом волшебного, и среди его русских предков были колдуны. Это спровоцировало вопрос Олега Оболенского о специфике украинской магической реальности в сравнении с русской. Но разделять магические традиции в соответствии с государственными границами Ешкилев не склонен. Как и говорить о чистоте традиции вообще. На Украине тоже нет чисто славянской традиции, много тюркских вкраплений. На востоке существует восходящая к иранским корням традиция Хорса, на западе – традиция мольфаров. В России доминирует финно-угорская шаманская линия. Впрочем, все ритуалы в украинских селах осуществляются на украинском языке, как и в России – на русском.
Отвечая на вопрос гостя КДКД Даромира относительно глубинных основ магии, докладчик выразил свое понимание: «Я уверен, что трансцендентный мир не имеет измерения добра и зла. Оно существует только там, где дух соединен с телом. Добро и зло появились из соединения духовного и телесного».
География украинской магии – лесные регионы: Карпаты, Киевщина, Черниговщина, Житомирщина. Плюс к этому – Запорожская область, где находится древнее капище Каменная могила. Там совершаются торжественные церемонии неоязычников, взглянуть на которые порекомендовал всем интересантам Владимир Ешкилев. Как еще составить мнение о магическом мире?
Конечно же, не из телепрограмм типа «Битва экстрасенсов»! Инна Корнелюк высказала недоверие этому шоу. А Сергей Дацюк подчеркнул, что настоящий маг в рейтинговую программу не пойдет. Но Владимир Ешкилев заметил, что люди – разные, и маги – разные, и не все из них – просветленные отшельники. Маги проявляют заинтересованность, если нечто может принести им деньги. И тем более – если речь идет о власти.
Докладчик был в свое время поражен тем фактом, что ведьмы не обороняются и не скрываются. Напротив, по его наблюдениям – они откровенно стремятся к власти и помогают своим детям занимать ответственные посты, во всяком случае, на местном уровне. Это, в свою очередь, делает их совершенно безнаказанными. Тем более что с неугодными они расправляются не ножом и не пулей. Но почему-то односельчане вдруг начинают болеть странными болезнями, на них нападет беспричинный страх и они отказываются от пищи. В отдельных селах ведьмы единолично правят, уничтожая всех несогласных. Но называть эти села Ешкилев отказался, чтобы избежать неприятностей. Разве что упомянул Колодиевку Тернопольской области. Там монахи-студиты основали монастырь, специально, чтобы противостоять четырем местным ведьмам. Сейчас в селе Колодиевка монастыря уже нет, он перенесен. А ведьмы как были, так и остались.
Осуществляя как политтехнолог выборы по мажоритарным округам, Владимир Ешкилев столкнулся с этими вопиющими фактами, знает участников: «Я видел ведьмократию на уровне села, районного центра, и к чему это приводит. Это село, где все друг друга боятся, где закрыты двери и окна. Священник – племянник той же ведьмы, и он член того же клана, как и директор школы, и местный милиционер. И это все авторитеты и власть. Я знаю людей, которые сбежали в город – это дети уничтоженных ведьмами семей. Они репрессированы. И даже приехать на могилы родителей они боятся. Они боятся встретить односельчан в городе».
В своих книгах Владимир Ешкилев пользуется термином «ведьмократия». Как писатель он намеренно драматизирует ситуацию, ведь на сегодня «ведьмократия» не распространяется за пределы одного села или, в крайнем случае, района. Но, обеспечив электорат трех-четырех сел, ведьма может повлиять и на выборы в Верховную Раду. Поэтому докладчик представил эту тенденцию как угрозу, причем общеукраинского масштаба.
В чем же конкретно состоит эта угроза, попросил объяснить Кость Матвиенко, сам написавший несколько популярных книг фэнтези. По мнению Владимира Ешкилева, неоязычество несет в себе зародыш тоталитарных общественных и государственных форм: «Общества, в которых правят жреческие коллегии (или их ставленники с псевдомагическим мышлением) можно описать как фашистские, недемократические. Если им дать развиться, в Украине возможно становление подобного типа государства и социума. Чего мне лично не хотелось бы. Я тяготею к либеральному и урбанистическому мышлению».
Столкновение модернистского и архаического начал проходит практически во всех странах, хотя в отдельных из них модернистское явно преобладает. Это страны, возникшие как политические проекты – США, Израиль. Такая догадка Олега Мингалева нашла подтверждение у Владимира Ешкилева. Также невелика магическая составляющая в Западной Европе. Причина в том, что в Европе в течение 400 лет действовала инквизиция. Она почти полностью истребила магические кланы. Нацисты, придя к власти, первым делом занялись импортом магов, особенно из Тибета и Гималаев, где сохранилась традиция Бон. К тому же в фашистской Германии утвердились арийские языческие культы. Все это – дополнительные аргументы в пользу близости тоталитарного и магического.
Можно согласиться, что антилиберальная критика в определенной мере инспирирована традиционалистами-язычниками. И она звучит все более остро в нынешних условиях кризиса, который переживает западный либеральный мир. В этом контексте Олег Бахтияров озвучил на заседании КДКД идею гипермодерна, имея в виду новый качественный уровень магической цивилизации, что надстроится поверх модерна и постмодерна. И Владимир Ешкилева не отрицал, что это – одна из возможных партий конструирования будущего.
Критика глобализма, и особенно культурного глобализма, естественно, сопровождается «поправением» политики. Рост антиглобализма и влияние праворадикальных сил весьма ощутимо в Украине. Это можно наблюдать по динамике рейтингов партии «Свобода». В отношении этой партии Владимир Ешкилев заметил, что она явно базируется на мифах псевдомагической цивилизации. Или кланово-общинного типа мышления? Олег Оболенский и Максим Пустовой в этой связи попросили озвучить основания, на которых отождествляется магическое и родовое мышление. Общим для того и другого, по мнению докладчика, можно считать дискретность, замкнутость и превалирование локального над глобальным.
Для основной массы населения сел и мелких городков предпочтителен лидер, который разделяет ориентиры и ценности псевдомагической цивилизации – свой лидер. Именно на этом, считает докладчик, была основана победа Виктора Ющенко: «Этот человек мыслил категориями Триполья, древней рустикальной украинской традиции. Он с модернистским миром ничего общего не имел по своим воззрениям и мотивациям. Преобразований ожидала тонкая прослойка, которую тоже можно сравнить с кожурой яблока. Но модернизатор типа Анатолия Гриценко, либерал со всеми атрибутами, этому обществу чужд, у него рейтинг 2%. А в Ющенко узнавали своего, и он смог победить. Парадокс в том, что на Ющенко были возложены модернизационные ожидания общества. Но как человек с псевдомагическим мышлением может вести Украину в Европу, создавать базовые условия для гражданского общества и так далее? На самом деле политтехнологи действовали цинично. Я пытался объяснить людям, что это плохой парадокс, что он приведет к поражению модернистского проекта».
Сергея Дацюка и Костя Матвиенко живо интересовал вопрос, используют ли нынешние украинские политики магические практики. От этого вопроса докладчик ушел, но заметил, что степень мифологизации в Украине очень высокая. Причем политтехнологи заняты тем, что создают сказки, мифы, образы. Через эти образы обычный житель страны и мыслит политику. Некоторые мифы приживаются особенно успешно. Например, миф о мессии, который придет и всех спасет. Другой пользующийся неизменным успехом миф – о вечной оккупации Украины и ее враждебном окружении. Для консолидации ничего лучше и придумать нельзя, а если что-то идет не по плану, всегда есть, чем оправдаться. Еще одна сказка от политтехнологов – о борьбе с олигархами. Популистские партии прибегают к ней особенно охотно.
Публичные политики обречены сами верить в эти мифы. Если они не будут верить, они не смогут быть достаточно убедительны, и не поведут за собой электорат. Но, отметил Ешкилев, публичной сферой политика не исчерпывается. За спиной спикеров партий стоят настоящие, теневые политики, которые управляют финансовыми потоками. Это очень циничные люди. Возможно, у них есть свои сказки и свои мифы, и даже более психопатические. Но говорить о них Ешкилев не стал, прежде всего, потому, что видит себя не столько политтехнологом и частью этой системы, сколько – писателем. Своей миссией он считает – озвучивать отслеженную тенденцию, заставить говорить о ней в превентивных целях. На что Максим Пустовой с иронией заметил, что и сам доклад может оказаться в итоге частью проекта ведьмократии, а уважаемый докладчик – невольным орудием в магических руках.
Раз уж докладчик противопоставил себя магической традиции, можно было предположить, что ему известны методы противодействия ей. Поэтому на Клубе неоднократно звучали просьбы поделиться методикой. Совет был один: серьезная система образования в пределах кантовского критического метода мышления. И никакой анти-магии: это опасно и не всем под силу. Ешкилев убежден: раз созданное магическое поле гораздо более устойчиво и жизнеспособно, чем конкретно взятый человек, и уничтожить его может разве что атомная бомба.

Автор: Ольга Михайлова